Bog'lanish

Telefon
(+998 71) 501-05-15

Elektron manzil
tosh_vil@adliya.uz

Habarni yuborish
Ishonch telefoni 1008

Янгиликлар

29

Что нужно знать потребителю.


Что нужно знать потребителю.

Потребитель — гражданин (физическое лицо), приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товар или работу, услугу в целях личного потребления или иных целях, не связанных с извлечением прибыли.

В истории развития института защиты прав потребителей, Элементы защиты прав потребителей встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Однако в отдельную группу эти нормы стали выделять относительно недавно. 15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:-
           1-Право на информацию. 2-Право на безопасность. 3-Право на выбор. 4-Право быть услышанным. 5-Право на возмещение ущерба. 6-Право на потребительское образование.

Международная организация потребителей дополнила список прав потребителей дополнительными двумя пунктами:

1. Право на удовлетворение базовых потребностей.
2. Право на здоровую окружающую среду.

Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты и в других странах.

В нашей суверенной республике в 1996 году 26 апреля был принят закон “О защите прев потребителя” за № 221-1 в котором на законадетельном уровне закреплены права потребителей.  

Согласно закона потребитель имеет право на получение достоверной и полной информации о товаре, а также изготовителе., свободный выбор и надлежащее качество товара., безопасность товара., возмещение в полном объеме материальных убытков, морального вреда, причиненных товаром с недостатками, опасными для жизни, здоровья и имущества, а также неправомерным действием (бездействием) изготовителя., обращение в суд, другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов., создание общественных объединений потребителей.

Законе предусмотрено что в случае обнаружения потребителем производственных, конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара продавец обязан в семидневный срок заменить его на товар аналогичной марки, а при необходимости дополнительной проверки продавцом качества товара—в течение двадцати дней с момента предъявления требования потребителем.

При отсутствии товара аналогичной марки (модели, артикула) требование потребителя о замене подлежит удовлетворению в течение месяца с момента заявления претензии а так же за каждый день нарушения указанных сроков продавец (изготовитель) уплачивает потребителю одновременно с выдачей замененного товара неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

По согласию потребителя продавец обязан заменить товар с недостатками на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Так же законом предусмотрено Порядок безвозмездного устранения недостатков товара изготовителем в течение десяти дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем.

Таким образом в законе “О защите прев потребителя” в полной мере обозначены отношения возникающие между продавцом (изгатовителем) и потребителем.

 

Начальник

центра оказания юридических

услуг Бекабадского района                                       А.Искандаров.