Bog'lanish

Telefon
(+998 71) 501-05-15

Elektron manzil
tosh_vil@adliya.uz

Habarni yuborish
Ishonch telefoni 1008

Янгиликлар

01

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА


 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

                         

Как нам известно, постепенное вхождение Узбекистана в единое международное правовое поле, распространение на ее граждан, признаваемых мировым сообществом прав и свобод, в том числе свободы выбора своих решений и поведения в различных обстоятельствах, привело к возникновению отношений, не регулируемых действующим законодательством, в том числе и семейным. Проблема брака сегодня, как и всегда, является актуальной. Кардинальные изменения, происходящие в Республики Узбекистан в области политики, экономики, идеологии, затрагивают и государственно-демографическую сферу, в частности брачно-семейные отношения. Нашему обществу не безразлично, каким будет выращено и воспитано подрастающее поколение, каким оно вступит в новое тысячелетие. Нельзя понять и правильно оценить состояние и перспективу развития такого важного социального института, как институт семьи и брака, не изучив тех перемен, которые с ним произошли. Особое значение приобретает изучение перехода от закрытой к открытой системе формирования брака и усиление эмансипации женщин, влияние развития личной свободы каждого из членов сообщества на брак и семью и др.

 

Указанные новации, как отмечается в литературе, напрямую связаны с глобальными социальным изменениями, происходящими не только в Узбекистане, но и во всем мире на современном этапе. К таким изменениям относят гендерное равенство продолжающуюся индустриализацию и связанную с ней урбанизацию. На современном этапе своего развития Узбекское государство, как часть мирового сообщества, встав на путь демократизации, старается усовершенствовать механизмы правления, реформировать право, определить пути построения гражданского общества и правового государства и идет по пути к новому Ренессансу. В связи со сказанным, исследование историко-правовых проблем приобретает особую актуальность, тем более что история права представляет собой часть духовной культуры нашего народа, активно влияющей на возрождение и становление его национального самосознания.

Значимость и необходимость исследования правовых систем прошлого, наследия предков особенно возрастают на совремменном Узбекистане, когда в первые истории Узбекистана принят в Совет ООН по правм человеака на 2021-2023 гг. и регулирования совершенно новых общественных отношений.

Исследования и выбранная нами тема всегда была актуальной. Если изучить историю развития института брака то, уже в первом тысячелетия до нашей эры мы видим возникновение и развития семейных отношений на террритории Древнего Узбекистана о чем свидетельствует древнейшая книга зарастрийзма “Авесто”. А также сегодня актуально для сравнительного анализа гражданско-правовые нормы ,семейно-правовые нормы и институты Авесты и зороастризма.

Поэтому мы думаем, изучая современных отношений института брак, также актуальна ее история развития:

-во-первых, преемственностью и необходимостью изучения исторического опыта народа в сфере права;

-во-вторых, осознанием практической необходимости реформирования современного права с учетом лучших традиций правового регулирования в истории народа;

-в-третьих, проанализируем пробела, имеющегося в изучении истории развитие института семьи и международного опыта.

Как в силлабусе по « Истории государство и право” есть раздел где говорится о зороастрийской системе права, представляющая собой одну из оригинальных правовых систем древнего мира и нашего народа, Общие замечания об Авесте как о правовом источнике даются в отдельных учебниках как История политических и правовых учений Узбекистана и работах по истории права. Ученые юристы Узбекистана подойдя к Авесте как политико-правовому памятнику, обращают внимание в основном на идейно-правовые постулаты Авесты, пронизанные требованиями справедливости и гуманизма. Это факт что, зороастрийское право достаточно долгий период являлось действующим правом наших предков; а также зороастрийские источники права - Авеста (Вендидад) и многие другие, которые анализируются в работе, активно использовались в процессе законодательной деятельности восточных территория Средней Азии, то есть нашего государство, так как многие правовые институты и нормы зороастризма заимствованы исламом и ныне сохранились в жизни и быте современных узбеков. В этом заслуживает внимание   работа ученых юристов как Ф.А.Мухитдиновой. Х.М. Мухаммедова, Е.Кутыбаевой, М.Ахмедшаевой и др[1].

Например, действительно Авеста» является самым ранним письменнымй источником зороастризма. Особенно имеется глава где в ней отведено вопросам семьи и брака. В Х главе книги «Яшты» дом (семья) определяется словом «нманйа», род – «висйя», туман (в значении географического объекта) – «зантума», народ – «наб», страна – «дахйи», великий жрец – Зоаратуштрот эма. Глава дома (семьи) определяется словом «нманопати», глава рода – «висиати», глава страны – «дахьюпати», а словом «наф» именуется родовой коллектив. Здесь также приводятся суждения, касающиеся таких жизненных традиций и обрядов, как почтительное и уважительное отношение к женщинам, их правам, достижение неприкосновенности семьи, ее прочной основы, долг родителей перед детьми, заключающийся в подготовке их к созданию семьи и собственного хозяйства [6, с. 185].

 

В книге «Яшты» отмечается, что основу общественных отношений составляет большая патриархальная семья. Глава семьи, рода назывался «пати», в значениях «семья, комната, дом» использовался термин «дмна». «Нманапати» (глава семьи), «нманапатни» (его супруга), их дети, внуки и правнуки составляли структуру патриархальной семьи. Род определялся по мужской линии, кишлак («вис») состоял из не менее 25 родственных «нмака» (семей), и возглавлял его «виспати» (старейшина). Однако в «вис» не входили дети дочерей, поскольку «вис» являлся патриархальной семьей («нмака») [6, с. 26−28].

Как пишется в «Авесте», мужчина должен любить землю, как любят пятнадцатилетнюю девушку; кто почтительно относится к земле, обрабатывает ее и правой и левой рукой, и левой и правой рукой, она будет еще более плодотворной, обогатит своим урожаем человека за его добросовестный труд. Если мужчина полюбит 15-летнюю девушку и сделает ее своей женой, посвятив ей всю свою любовь, девушка будет увеличивать потомство. Человек, любящий землю и девушку, обогащается сам, обеспечивает своей семье счастливую жизнь, добивается продления своего рода. Здесь отмечается, что совершенность жизненного уклада человека связана с его любовью к земле и подобному себе существу. По этой причине личность, помимо обретения счастья, очищается от всякого греха, его дом становится благоустроенным и свободным от всякого рода напастей.

 

У зороастрийцев не допускался вторичный брак у мужчин или временное вступление в брак. Взаимная измена супругов жестоко пресекалась, женщина, вступившая в связь с посторонним мужчиной, считалась опороченной, наказывалась, и такой брак считался «нечистым» [7, с. 56].

В четвертой части «Авесты», «Вендидат», отмечается, что если у человека есть жена, то он лучше неженатого и прожившего жизнь без детей субъекта [8, с. 121]. Особо определяется долг человека перед окружающей природой, землей, семьей и женщиной. Наши предки с древних времен обращали внимание на устойчивые отношения в семье и рождение здорового потомства, прочность авторитета своей семьи, рода, боролись за свое достоинство. Весьма примечательно то обстоятельство, что идеи зороастризма, касающиеся семейных ценностей и чадолюбия, сформировались именно на нашей почве.

 

В произведении подробно освещены такие моменты, как сохранение целостности семьи, установки брака, обязанности мужа и жены, причины и условия расторжения брака. В отдельных «Яштах» приведены призывы или обращения Ахурамазды или Зороастра к молодоженам. Согласно обычаям зороастрийцев, указание верного пути и оказание материальной поддержки всем людям, вступающим в брак, является обязанностью всех религиозных сект [9, с. 59].

Интересный факт о том что, согласно установкам религии зороастризма, холостяцкая жизнь не приветствовалась. Если девушка, достигшая совершеннолетия, не принимала во внимание желание родителей, коллектива и, не желая оставлять потомства, умышленно не выходила замуж, ее бросали в мешок и наказывали 25 ударами плетью. Мужчина с 17 лет обладал правом на женитьбу; если он, не желая заводить потомство, избегал этого, его клеймили, он обретал дурную славу и его заставляли постоянно носить на поясе железную цепь [10, с. 24].

Также пишется в «Авесте», мужчина, прежде чем жениться, должен стать зажиточным и крепким с материальной и духовной точки зрения. Для этого он должен своевременно и правильно питаться, в ином случае он не сможет исполнять свои обязанности. Человек, который плохо питается, не в силах в полной мере исполнять супружеский долг, возносить молитву, не способен воспроизводить здоровое потомство [11, с. 64].

Как выщеуказанных учебниках определены зороастрийская правовая система и Авесто выявлены правовые нормы и институты различного характера, имеющие место и ныне в различных современных отраслях права;

- зороастрийская правовая система, как самостоятельная правовая система, имеет свои особенности, гражданско-правовые нормы и институты брака, прав и обязанностей родителей, усыновления, воспитания ребенка, привилегии беременной женщины, защита прав детей и нерожденных детей, ограничение прав и полномочий супругов с целью сохранения семьи и многое другое, регламентировались на достаточно высоком уровне;

зороастрийское право, являясь одной из разновидностей семьи права Древнего Востока и мира в целом, с одной стороны, испытало на себе сильное влияние правовых систем древневосточных государств Египта, Вавилона и Индии, а с другой, само оказало заметное влияние на формирование и развитие мусульманско-правовой культуры Востока; В «Авесте» строжайшим образом на законном основании запрещалось обзаведение семьей между родственниками. Это было продиктовано стремлением не допустить смешения крови. Когда Зороастр спросил у Ахурамазды: «Что ты дашь многодетной женщине?», Ахурамазда ответил: «Многодетных женщин я возьму под свою опеку, сделаю их жизнь счастливой и обильной». И по этой причине, согласно учению зороастризма, плодовитые и беременные женщины на общественной основе брались под защиту коллектива.

 

Многодетным семьям из государственной казны выплачивалось пособие, а женщине, родившей двойню или тройню, предоставлялись определенные льготы, и она награждалась верблюдом. Прерывание беременности женщины или потеря плода считались большим грехом. Виновные в этом приговаривались к смерти. Глава семьи, не осуществлявший заботу о своей жене и детях, наказывался ударами плетью. Беременной женщине, для того чтобы ее ребенок родился здоровым, рекомендовалось лишний раз не волноваться и не тревожиться, принимать только пищу, добытую честным путем..

     Если до революции правовой основой брака и семьи в Средней Азии служили нормы шариата, то после нее в 1917–1920 гг. Советское государство осуществило новую правовую систему на принципах российского законодательства по общему стандарту. В том числе были созданы Кодекс законов об актах гражданского состояния, нормативные акты о Брачном, Семейном и Опекунском праве (1918 г.). Кодекс состоял из 4 разделов, 17 глав и 246 статей. Он формулировал положения, которые легли в основу всех последующих семейно-правовых кодификаций. И это было как первый этап большевистского эксперимента в сфере брачно-семейных отношений.

27 октября 1924 года была образована Узбекская ССР. Именно тогда Бухарская ССР вошла в состав Узбекской ССР и за её основным населением утвердилось название «узбек».

   В новое время семейные отношения регулировались в основном нормами гражданского законодательства и права. 31 августа 1991 года в Ташкенте состоялась внеочередная 6-я сессия Верховного Совета Узбекской ССР, на которой была провозглашена государственная независимость Узбекистана.

С первых дней независимости республики Узбекистан приоритетом стало укрепление и защита семьи, здоровья матери и ребенка, воспитание здорового и гармонично развитого поколения, повышение благополучия семьи, усиление заботы о молодых семьях, как со стороны общества, так и со стороны государства.

В Основном законе республики Узбекистан, принятом 8 декабря 1992 года, было закреплено равноправие между мужчинами и женщинами; глава 14 Конституции Республики называется «Семья» и посвящена вопросам охраны и защиты семьи, материнства и детства [1, ст. 63–66]. После этого Кодекс о браке и семьи стал называться Семейным кодексом Республики Узбекистан.

С 1991 по 1998 год семейные отношения в республике регулировались Кодексом о браке и семье Узбекской ССР, принятом 6 июня 1969 года, составленном на основе законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье от 27 июня 1968 года. Кодекс не учитывал специфические обычаи узбекского народа, местные и национальные особенности.

Новый период развития Семейного кодекса Республики Узбекистан связан с провозглашением года «Семьи» в 1998 году, который избрал собственный путь семейного правового обновления и прогресса

Основы семейного права Республики Узбекистан закреплены в Семейном кодексе Республики Узбекистан (Утвержден Законом РУз от 30.04.1998 г. № 607-I, введен в действие с 01.09.1998 г.), а также принятыми в соответствии с ним нормативными актами (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 171 от 12.04.1999 г. и др.).Кодекс состоит из 8 разделов, 30 глав и 238 статей.

Основными задачами семейного законодательства являются укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви, доверия и взаимного уважения, сотрудничества, взаимопомощи и ответственности перед семьей и всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защиты [3, ст.1].

 

Особенностью Кодекса является применение местных обычаев и традиций в семейных отношениях.

При отсутствии в законодательстве соответствующих норм в регулировании семейных отношений применяются местные обычаи и традиции, не противоречащие принципам законодательства Республики Узбекистан [4, ст.8].

Основными принципами семейного права являются:

равноправие супругов в решении всех вопросов семьи;

равенство супругов и других членов семьи независимо от их национальности, расы, отношения к религии;

охрана и поощрение материнства;

забота о воспитании несовершеннолетних детей и обеспечение их интересов;

единобрачие;

свобода и добровольность брачного союза;

свобода расторжения брака под контролем общества;

взаимная моральная и материальная поддержка участников семейных отношений и забота друг о друге.

Следует отметить, что в последние годы особое внимание уделено созданию правовых основ охраны семьи, материнства и детства, гарантированию прав матерей и детей, достижению обеспечения стабильности семей.

Постановление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «Об утверждении концепции укрепления института семьи в Республике Узбекистан» от 27 июня 2018 года стало новым импульсом в стране, также как и Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах. В ней были четко прописаны дальнейшая поддержка, развитие и укрепление семьи, повышение ее роли в воспитании будущего поколения духовно зрелым и гармонично развитым.

соответствии с постановлением президента с 1 сентября 2019 года в Узбекистане повышается минимальный возраст женщин, вступающих в брак, с 17 до 18 лет. Согласно статьи 15 Семейного кодекса республики, мужчины в Узбекистане могли вступать в брак с 18, а женщины – с 17 лет. Президент своим постановлением уравнял брачный возраст мужчин и женщин [3, ст. 5-8.]. Одним из основных элементов конструкции принципа равенства человека является достижение полного равенства между мужчинами и женщинами во всех сферах общественной жизни. Как гласит статья 46 Конституции Узбекистана признающая равноправие мужчин и женщин является полноценным отражением в Основном Законе положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью Йорк, 18 декабря 1979 года) . Статья 2 Конвенции обязывает государства-участники «включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа» (1).

Реализация конституционного права, закрепленного в статье 46, является обязанностью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, правоохранительных и правоприменительных органов. За прошедший короткий период выполнена практическая работа по защите прав и законных интересов женщин, поощрению их активности в общественной жизни и государственном управлении.

Указ Президента страны "О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере поддержки женщин и укрепления института семьи" от 2 февраля 2018 года вывел работу в этом направлении на новый уровень. С этой точки зрения принятый 2 сентября текущего года Закон "О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин" заложил основу для устойчивого развития страны, разработки целевых программ, направленных на конкретные цели, достижения важных результатов на основе обозначенных в законе принципов[3, ст.2].

В данном законе, состоящем из 32 статей, отражены такие понятия, как "гендер", "гендерная статистика", "гендерно-правовая экспертиза", "дискриминация по признаку пола", задачи и функции уполномоченных органов в этом направлении, нормы по обеспечению гендерного равенства для участия в государственном управлении, при приеме на работу и найме, получении кредита и занятии предпринимательством, меры, направленные на предупреждение гендерного неравенства, а также ответственность за это. В законе также приведены нормы приема на работу женщин и мужчин, согласно которым на замещение свободных должностей государственной службы, в том числе руководящих, будет объявляться конкурс. В государственных органах будет сформирована специальная комиссия, которая будет рассматривать данные о кандидатах.

В данном документе точно обозначены обязательства работодателя по обеспечению равных прав и возможностей для женщин и мужчин в трудовых отношениях.

 

Закон отвечает требованиям Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.В заключении хотела бы отметить того что, каждое государство стремится сформировать систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве. Основополагающие принципы организации суверенного государства Республики Узбекистан отражены в Конституции Республики Узбекистан.

Согласно статье 63 Главы ХIV Конституции Республики Узбекистан, основной ячейкой общества является семья. [1, ст. 63–66].

На Востоке издревле семью считают священной, уделяя особое внимание ее прочности. Семья – это маленькая Родина человека. Это понятие, символизирующее прочность уз, здоровый образ жизни; отражающее высокую духовность, сформировавшуюся на протяжении тысячелетий.

Семья в Узбекистане всегда была больше, чем союз двух людей: включая многочисленные родственные связи, она разрасталась до небольших сообществ со своими нравственными устоями, сохранявшими национальное самосознание и традиции преемственности поколений.

 

                                                         Инспектор Отдела ЗАГС отдела юстиции Кибрайского района

                                                                  М.Дусназарова