Bog'lanish

Telefon
(+998 71) 501-05-15

Elektron manzil
tosh_vil@adliya.uz

Habarni yuborish
Ishonch telefoni 1008

Янгиликлар

12

А Вы знаете что такое «Медиация»?


А Вы знаете что такое «Медиация»?

Медиа́ция в праве (лат. mediare —посредничать) —одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времён, историки отмечают подобные случаи ещё в торговле финикийцев и Вавилоне. В Древней Греции существовала практика использования посредников, римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530—533 н. э.), признавало посредничество. Римляне использовали различные термины для обозначения понятия «посредник» —internuncius, medium, intercessor, philantropus, interpolator, conciliator, interlocutor, interpres и наконец, mediator.

В некоторых традиционных культурах к фигуре посредника относились с особым уважением и почитали наряду с жрецами или вождями племени.

Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине XX столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США,  АвстралииВеликобритании, после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.


         Области применения медиации

·                          Экономическая, трудовая (межкорпоративные и внутрикорпоративные конфликты) и области управления;

·                          Политическая;

·                          Семейные споры (в том числе связанные с защитой прав детей);

·                          Медиация в образовании;

·                          Вопросы охраны окружающей среды;

·                          Межкультурные и межобщинные конфликты и другие.

Принципы

·                          Беспристрастность;

·                          Конфиденциальность;

·                          Равноправие сторон;

·                          Нейтральность;

·                          Принятие участников;

·                          Поддержка.

Виды медиации

·                          Медиация, ориентированная на решение проблем. Особенность — сосредоточенность на интересах людей, а не на их позициях.

·                          Трансформативная медиация.  Участники самостоятельно определяют ход медиации, а медиатор следует за ними. В центре внимания — общение сторон. Ключевой компонент — слышание и слушание, что помогает участникам пережить некую «трансформацию» и прийти к взаимопониманию, признанию потребностей друг друга.

·                          Нарративная медиация. Основа —убеждение, что медиаторы и участники конфликта оказывают продолжительное влияние друг на друга в ходе диалога, участники излагают свой взгляд на происходящее, постепенно приходя к согласию.

·                          Экосистемная или семейно-ориентированная медиация. Подходит для решения семейных конфликтов. Основная задача — помощь семьям в преодолении проблем и сохранении отношений с детьми. Также применяется к межкультурным конфликтам, спорам представителей разных поколений.

·                          Медиация, основанная на понимании. Главная цель — разрешение спора путём понимания сторонами как их собственных перспектив, приоритетов и интересов, так и других сторон, что способствует совместными усилиями преодолеть конфликт.

·                          Восстановительная медиация. Близка по смыслу с «основанной на понимании», направлена создание условий для диалога, в котором ответственность за принятые решения ложиться на стороны конфликта, что приводит к восстановлению отношений и заглаживанию вреда. Задача медиатора не помирить, а создать условия, в которых стороны сами придут к восстановительному эффекту примирения.

·                          Оценочная медиация. Медиатор влияет на процесс, оценивает происходящее и оказывает влияние на результат, при необходимости предлагая свои варианты решения спора.

·                          Онлайновая медиация. Онлайн-урегулирование споров. Разновидность медиации, которая проводится с помощью Интернет-технологий, тем самым дополняя возможности медиаторов в спорах между сторонами которые удалены друг от друга (международная торговля, электронная коммерция), или которые не могут лично принимать участие в процедуре (вследствие, например, инвалидности). Такая медиация полезна как предварительная фаза основного процесса, где, например, имеет значение фактор времени, для начала подготовки сторон и проведения процедуры мозгового штурма. Отличается эффективностью, экономичностью и многофункциональностью.

Закон Республики Узбекистан «О медиации» был принят Законодательной палатой 12 июня 2018 года. На сегодняшний день в Узбекистане ни многие пользуются услугами медиаторов. Хотя с помощью медиаторов можно было избежать семейных разводов и корпоративных разберательств.

 

 

Главный юристконсульт центра по окозанию

юридических услуг Бекободского района:                        Дильдара Адхамбаевна Джураева